Назад Обсудить Вперед

Теория России

Национализм

Советский агитпроп беспощадно клеймил национализм, да так, что у нас осталось лишь смутное представление что это такое. Разрешенный с середины 1930-х годов патриотизм противопоставлялся «плохому» национализму: «Любовь к своему народу - это патриотизм, а национализм - это ненависть к чужим.»

Научное описание национализма можно найти в книге Бенедикта Андерсена «Воображаемые сообщества»[1]. Андерсен - американский дипломат и либерал. Поэтому о национализме пишет с плохо скрываемой неприязнью, что однако, не мешает получить из его книги рациональное знание.

Национализм возник с ростом империй, которым был необходим огромный чиновничий аппарат. Аппарат надо было насыщать образованными кадрами. Поэтому делопроизводство и систему образования в Европе постепенно стали переводить с Латыни на местные языки. С протестантской реформацией на местные языки перевели и Библию и церковные службы. Появление массы образованных людей и распространение книгопечатания привело к созданию из множества диалектов стандартизированного литературного языка. Книгоиздателям нужен был большой рынок. Издавать множество версий книг на разных диалектах было невыгодно. Литературному языку обучали и в школах.

Молодые люди, собранные со всех концов империй в университет, неизбежно вырабатывали идеологию, объясняющую почему они - дети разных этносов из разных мест оказались здесь вместе. Единственное разумное объяснение - служение своей нации. Эта идеология и называется национализм.

Именно поэтому после освобождения от колониального ига границы вновь возникших государств совпадали с границами бывших колоний. Рождённым в колонии было запрещено занимать чиновничьи должности в метрополиях или других колониях. Карьерные траектории чиновников были ограничены границами колоний и национализм вырабатывался местный. Местные чиновники возглавили борьбу за независимость. Потомок европейцев был ближе к местным индейцам, чем к европейской нации, которая выкинула его за борт. Местные чиновники служили своим нациям, границы которых часто рассекали границы расселения этнических групп, но в то же время, объединяли этнически различных людей в нации.

Пушкин и лицеисты - эталон русского национализма. Сам лицей возник на всплеске национализма после нашествия Наполеона. Знать, которая до этого разговаривала по-Французски, а русского зачастую не знала, вдруг обнаружила что у неё есть народ, а у народа язык. А к языку врага резко охладела.

Как создателя литературного Русского языка, Пушкина можно считать отцом русского национализма. Александр Сергеевич сформулировал и основной принцип национализма в своём стихотворении «Памятник»

  • Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
    И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус, и друг степей калмык.

Наши безродные космополиты: Пастернаки, Бродские, Солженицыны из штанов выпрыгивали чтобы издать свои произведения на Западе. Пушкин Запад даже не упоминает. Но совершенно непостижимым для космополитов образом выделяет калмыка и тунгуса.

Почему такая избирательность? Что это? Азиатчина? «Реакция»? Пушкин необразован и не слыхал о таких «передовых» и «прогрессивных» итальянцах, немцах, французах, англичанах? Слыхал конечно. Но в лицее его учили служить своей нации. В нашу российскую нацию входят тунгус и калмык, а итальянец и англичанин не входят. Не потому что Пушкин их «ненавидит», а потому что они вне зоны его ответственности. У них свои нации.

Безродные космополиты со своим хвалёным интернационализмом, наоборот, очень любят «прогрессивных» немцев и англичан, но ненавидят «чурок», которые мешают им влиться в «семью европейских народов».

Список литературы